16 июня 2022
7591

15 июня Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект № 17973-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (о повышении эффективности реализации военнослужащими прав на жилищное обеспечение в рамках накопительно-ипотечной системы).

Проект документа принят в редакции на момент его внесения. 
Профильный Комитет Государственной Думы по обороне в своем заключении отметил, что имеющиеся замечания к законопроекту не носят концептуального характера и могут быть устранены в ходе его подготовки ко второму чтению без изменения концепции.

Ранее мы уже приводили обзор предлагаемых изменений и связанных с ними рисков для участников НИС. Также мы направляли свою позицию по законопроекту в обе палаты российского парламента.

Остановимся на заключении Правового управления, чья позиция, надеемся, поможет направить проект изменений в правильное русло:

Предлагаемые изменения и замечания Правового управления

1. Накопления и допсредства будет выплачивать ФГКУ "Росвоенипотека" при закрытии именного накопительного счета

Законодатели предлагают признать утратившей силу норму, содержащую срок выплаты допсредств (не более 3 месяцев), не предлагая при этом аналогичной или компенсирующей нормы.

При недостаточном финансировании это исключит риск ответственности ФГКУ "Росвоенипотека" перед бывшими участниками НИС, но при этом ставит в невыгодное положение самих военнослужащих, которые и сейчас нередко ожидают выплату допов по 6-10 месяцев.
Законопроект, согласно пояснительной записки, призван обеспечить оперативность выплат. Считаем, что было бы логичным оставить нормативный срок без изменений.

Правовое управление отмечает, что вступление в силу проектируемого федерального закона в текущем финансовом году приведет к необходимости перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление дополнительных выплат между ФОИВ и ФГО. 

В этой связи не исключаем, что закон может вступить в силу не ранее 1 января 2023 года

2. О ежегодной индексации накоплений

Правовое управление обратило внимание на несогласованность предложений по индексации размера накопительного взноса: норма содержит указание на порядок индексации, но само требование об определении размера накопительного взноса индексацию не предусматривает.

Таким образом, в текущей редакции предусмотрена возможность "заморозки" индексации или и вовсе уменьшения размера годового накопительного взноса. Не хотелось бы думать о плохом, но предложенные в законопроекте формулировки настораживают.

3. Уточняется перечень оснований для исключения из реестра

Правовое управление отмечает, что возникает неопределенность в применении предлагаемого основания исключения из реестра участников - «выявление факта включения в реестр участников военнослужащего, у которого отсутствуют основания, предусмотренные частью 2 настоящей статьи». Законопроект не содержит положений, регулирующих данный вопрос.

Так, законопроект в предложенной редакции предполагает относить военнослужащих, получивших звание прапорщик или мичман, либо первое офицерское звание после 3 лет службы по контракту и на этом основании включенных в реестр, к категории ошибочно (безосновательно) поставленных на НИС. Правовыми последствиями такого признания предлагается установить закрытие именного накопительного счета после исполнения обязательств по договору целевого жилищного займа, но не ранее достижения военнослужащим общей продолжительности военной службы 20 лет.
Если же такой договор военнослужащим не заключался и у него нет двадцати лет выслуги, участник НИС исключается из реестра без права на какие-либо выплаты, но с правом на обеспечение жильем по иным основаниям.

Получается, что у таких военнослужащих не будет стимула продолжать военную службу, ведь после 20 лет выслуги перечисление накопительных взносов прекращается. Кроме того, среди военнослужащих, не имеющих
двадцати лет выслуги и остающихся, согласно поправок, вообще без накоплений, далеко не все могут претендовать на получение жилищной субсидии.

Эта норма нас беспокоит более всего. Увы, на сегодняшний день вопрос оставлен без должного, на наш взгляд, внимания.

5. После 20 лет выслуги накопления на руки можно будет получать не чаще 1 раза в год

Эта норма принята без замечаний и предложений.

6. О восстановлении накоплений

Напомним, что законопроектом предложено уточнить условия действия положений части 7.1 статьи 5 (восстановление накоплений после увольнения и повторного поступления на военную службу:
  • накопления будут восстановлены всем, кто увольнялся с военной службы по состоянию здоровья, ОШМ или семейным обстоятельствам, независимо от даты увольнения
  • если увольнение произошло по основаниям, не перечисленным в первом дефисе, накопления восстанавливаются лишь тем, кто был уволен после 18 марта 2017 года
Правовое управление отмечает, что законопроектом предложено установить положения о действии уже вступивших в силу норм Федерального закона.
Очень надеемся, что данную спорную норму исключат из итоговой редакции законопроекта.

7. Реализация НИС не по месту службы сохранит право на служебное жилье и поднаем

Правовое управление считает, что предлагаемая норма относится к предмету регулирования Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», но не 117-ФЗ.

По сути, это единственное позитивное изменение, но и оно, судя по всему, будет в итоге исключено из законопроекта.


Заключение Правового управления

Материалы по теме

Комментарии
Name
Email
Phone
Ваше имя
Ваш email
Оставить комментарий
Личный кабинет
Вам будет доступна история обращений, управление рассылками, скидки для постоянных подписчиков и многое другое.
Ваш логин
Ваш пароль